В блоге «Учимся играя» (автор Мария Костюченко)
проходит полезный обмен личным опытом, где можно рассказать о том, как вы
развиваете своего малыша. Какие методики раннего развития вы опробовали, что
понравилось, а что нет. И что из этого получилось?
С удовольствием приму участи и расскажу о нас…
Меня зовут Наталья. Я
мама двух девочек. Разница между дочками большая – 8 лет!
Рассказывая про наш опыт раннего
развития, прежде всего хочу подчернить, что это скорее всего не «раннее», а
вообще развитие ребенка, раскрытие его личностных способностей, формирование
фундамента будущей личности с ее генетически заложенными и развитыми
интеллектуальными и физическими способностями. Вы спросите, почему
личностных способностей? У нас две дочки, воспитывались в одной семье, но этапы
развития у них разные. И здесь немаловажную роль играет врожденность
темперамента, склонность к чему-то.
Со старшей я не так много знала о различных методиках воспитания детей, пользовалась печатным изданиями, книгами и журналами, и по-старинке, как воспитывала меня моя бабушка, много-много читала! Дочка начала разговорить очень рано и до двух лет строила сложные предложения, все буквы выговаривала четко.
Вы не поверите, именно
бабушкина книжка, которую она мне читала, помогала и сейчас помогает в развитии
моих девочек. Это «Родничок» - книга для чтения в дошкольных учреждениях, 1981 год издания (авторы В.С.Савенко, О.А.Прус, Л.В.Кремсал).
Так вот, много читая со
старшей дочкой, проявилась ее особенность – великолепная слуховая память,
особенно это касается рифмованных произведений. Например, в три года дочка без
особого усилия декларировала различные большие стихотворения, даже читала
наизусть большущий отрывок из знаменитого произведения «Енеїда» украинского
писателя Иван Котляревского. В этом произведении очень тяжелые литературные обороты,
это школьная программа 8-9 класса.
Вот и сейчас старшей
дочке по жизни легко дается все запомнить, не составляет труда быстро делать
уроки, даже иногда и не делать, поскольку она уже с одного раза запомнила, о
чем рассказывали в школе. Для нее легко и просто быть ведущей на праздниках,
поскольку выучить большущий текст– это не сложно.
Еще наш папа постоянно занимался
с ней физическими упражнениями: бег, подтягивание, отжимание, пресс и т.д.
Одной из первых покупок в нашу новую квартиру стала шведская лестница. И это
тоже дало свой результат! Мы не жалуемся на физическую подготовку, можем в
школе посоревноваться даже с мальчишками.
Еще немаловажно заинтересовать ребенка, чем раньше, тем лучше, каким-то секционным увлечение. В нашем случаи – это танцы. Заниматься мы стали с 5 лет. Главное систематично посещать, поскольку это вырабатывает чувство ответственности (отсутствуя, ребенок боится подвести коллектив). Мое глубокое убеждение – дети должны заниматься еще чем-то помимо школы. Это помогает отвлечься, переключить внимание, находить отношения в различных коллективах при различных обстоятельствах. Да, бывают кризисы, когда ребенок теряет интерес к занятиям, но здесь родители должны переубедить и может даже немного настоять, поскольку сил вложено не мало, а бросить все на полпути легко, трудно начать с начала.
Немаловажен и социум для развития детей. Семья, родные – это одно, а социальные взаимоотношения – это совершенно другое! Главное, чтобы этот социум правильно влиял на формирование сознания ребенка. Например, с 1 по 4 класс старшая дочка училась в школе динамического развития, где школьная программа балансировала и могла видоизменяться от стандарта, дети могли перескакивать через класс, класс мог быть поделен на группы по уровню усвоения материала и т.п., но на конец четвертого класса все ученики должны были знать необходимую программу, чтобы перейти в обычные общеобразовательные учебные заведения. В школе обучались дети из разных семей (полных и неполных), дети-инвалиды и т.д. Так вот, помимо изложения учебного материала, детей учили быть вежливыми (они здоровались с каждым, кто пересекал границы школы), снисходительными и внимательными (им объясняли, что унижать детей-инвалидов, тех, у кого нет папы или мамы, – это большое зло, что никто не «застрахован» и как хорошо, что им повезло со здоровьем и с семьей).
Дочка выросла доброй и умной,
учеба идет на «отлично», в танцевальном коллективе тоже не отстает. Правда,
из-за пубертатного периода бывают всплески эмоций, но это уже совершенно другая
история…
Когда же родилась младшая, я уже стала более осмысленной и, имея опыт за плечами, плюс систематизирую имеющуюся на Интернет-просторах информацию, ссылаясь на методики Глена Домана, Лены и Бориса Никитиных, плюс постоянно читаю сайт Елены Даниловой, пыталась как можно раньше рассказывать, показывать иллюстрации, лепить, мять, месить… И это все замечательно! Вот только результат я увидела гораздо позже, хотя сил для развития дочки вложила намного больше, чем со старшей. Младшая до трех лет имела минимальный словарный запас, не более 30 слов. Сейчас конечно результат наших занятий на лицо – хотя мы самые маленькие в группе в детском саду, воспитатели хвалят, постоянно подчеркивают дочкины знания, богатый словарный запас, осмысленность выводов, громадный накопленный потенциал знаний и умений. Да есть проблемы дефектологии, поэтому круг наших занятий расширился (о логопедических занятиях писала здесь).
Хорошей помощницей стала старшая дочка, когда она делает уроки: читает историю, географию, литературу или учит английский (она читает вслух, т.к. слуховая память ее "конек"), младшая всегда внимательно слушает и невольно что-то впитывает в себя, а потом я с ней обговариваю какие-то моменты.
Ранее я уже пыталась систематизировать все наши занятия в одном месте, кому интересно, загляните почитайте. Может, что-то найдете для себя.
Ранее я уже пыталась систематизировать все наши занятия в одном месте, кому интересно, загляните почитайте. Может, что-то найдете для себя.
Физическое развитие
младшей проходит в том же режиме, что и со старшей. Шведская лестница –
обязательный атрибут ежедневных игр с дочкой!
Основываясь на собственный опыте хочу подвести итог и выделить, на мой взгляд, главное в развитии, воспитании детей - побольше времени проводите всей семьей, уделяйте внимание совместному игро- и занятиепровождению! Детям необходимо ощущение целостности и гармонии семьи!
Всем большое спасибо за внимание!
Статья написана для конкурса "Растим гения!", спонсоры: он-лайн Школа "Учимся играя" и журнал «Счастливая мама»
издательского дома Толока.