Каждые детки разные, кто-то быстрее садится, кто-то сразу начинает ходить (минуя
период ползания), а кто-то долго почти ничего не говорит ((( Это про нас… увы,
но до трех лет наш словарный запас был ооочень мал, вернее не так, дочка просто
отказывалась разговаривать и даже не пыталась повторять… но после трех все пошло
по накатистой… сейчас нам 3,4 года мы говорим все, но с логопедическими нарушениями...
так что наш поход в садик в логопедическую группу вынужденный… )))
Столкнувшись с такой проблемой (наша старшая в 3 года рассказывала «Енеїду» :-) ), я перечитала кучу соответствующей литературы и хочу поделить нашей схемой
занятий с молчаливыми детками:
1. развитие мелкой моторики никто не отменял, но, увы, ни смотря на большое
количество пуговиц, шнуровочек, узелков, косичек, занятий лепки с тестом и пластилином,
а также обводить (ладони, шаблоны, геометрические фигуры) и «месить» различные
крупы, сахар, соль и т.п. – больших результатов не дали (для нас они скорее
всего носили эффект накапливания информации для головного мозга)
2. действительно, что помогает, так это всевозможный и постоянный массаж в
виде пощипывания, поглаживания, растирания и вибрации (основные приемы массажа)
лобно-височных зон, носогубных складок, подбородка, челюсти, а также массаж
речевых зон: предплечья рук, пальчиков и шейных позвонков. Хорошо использовать
для массажа мячик с шипами (необходимо совершать движения по кругу от центра).
Различия в основных приемах массажа в следующем:
- поглаживание в разных направлениях
- растирание отличается от поглаживания большей силой давления (рука не
скользит по коже, а немного сдвигает ее)
- вибрация - нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев)
3. очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является
энергетической основой нашей речи. Деткам следует предлагать упражнения в виде
игры:
- «хомячок» - пошмыгать носом (рот закрыт);
- «собачке жарко» - часто подышать с высунутым языком;
- «шарик» - вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть
животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое
нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и
физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!
- дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это
снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами,
плавно, а вдыхать через нос;
- научите малыша дуть на горячее, а также греть ручки: пусть вдыхает носом,
а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки;
- научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а
потом выдохнуть со звуком "а-а"). Сорвите отцветший одуванчик и дуйте
на него так, чтобы слетели пушинки (следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал
щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух);
- почаще дуйте мыльные пузыри;
- «дудочка» - используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты,
колпачки от ручек и дуем в них;
- изображайте море: на вдохе плавно поднимите руки вверх, на выдохе
опустите руки, произнесите долгое "ш-ш-ш…". Потом подуйте прерывисто:
"п-п-п…"
- опустите соломинку в стакан с водой, сделайте "настоящую бурю"
4. нужно учить ребенка звуконаследованию:
- ау – у –у….
- ко-ко-ко
- ку-ку
- пи-пи
- ту-ту
- ду-ду-ду
- в…..-в…..в-…….
- ффффф…..
- тик-так
- барабаны: ты-ты-ты, ды-ды-ды, та-та-та, да-да-да
А еще очень важна специальная артикуляционная гимнастика:
Существующая
гимнастика для губ станет ребёнку интереснее, если каждое упражнение будет
сопровождаться весёлыми стишками (авторы З.А.Репина и В.И.Буйко):
1. «Лягушки улыбаются»
(«Улыбка»)
Квака любит улыбаться,
Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
Доброе утро и солнцу, и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
2. «Заборчик»
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
А сейчас раздвинем губы —
Посчитаем наши зубы.
3. «Хобот слонёнка»
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
4. «Трубочка»
Мои губы—трубочка—
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
Вдоль по улице иду я
И в большую дудку дую:
Ду-ду-ду да ду-ду-ду,
Я по улице иду!
5. «Бублик»
Бублик мы изобразили—
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя смыкать:
Бублик надо удержать.
Когда ребёнок научится выполнять
все упражнения для губ, можно чередовать движения:
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я.
Видишь—хобот у меня.
А сейчас я дудочка,
Дудочка—погудочка.
Мне понравилось играть,
Повторю-ка всё опять.
Сказка
о Весёлом язычке
Жил-был Весёлый
язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось язычку порезвиться. Открыл
он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы). Выглянул он
из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать
(«Лопаточка»). Позагорал и опять спрятался в домик.
Снова выглянул
из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по
сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево
(«Маятник»). Покачался-покачался и в домик спрятался.
Через минутку
непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх-вниз.
Сначала медленно, потом быстрее и быстрее («Качели»). И он так же покачался.
Посмотрел
Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками («Ступеньки»).
Любопытный
Язычок заглянул в окошко и увидел там… Девочка собралась чистить зубы! Решил
Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. Чистил он их старательно,
вычистил добела.
В это время
девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и
увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что
делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там
увидел? Маляра! Стал он ему помогать («Маляр»).
Вдруг услышал
Язычок весёлую дробь барабана. Д-д-д—слышалось вокруг. Д-д-д—повторял за
барабаном язычок («Барабанщик»). Увидел Весёлый Язычок лошадку и вспомнил, что
давно не катался («Лошадка»).
Ваш ребенок обязательно заговорит, только есть одно основное правило - все эти занятия должны быть ЕЖЕДНЕВНЫМИ! )))
П.С. Кому интересно, можно познакомиться со статьей Оксаны Макеровой (правда там некоторые упражнения для деток постарше)
Наташ, а что значит "с логопедическими нарушениями"? В 3 года еще рано вроде бить тревогу по этому поводу - сейчас только самое время становления звуков. Мишка у нас точно не произносит Л и Р, а остальные вроде как есть. Зато стала замечать - после посещения сада начал немного "деградировать" пообщавшись с другими детьми - те слова которые раньше четко говорил, сейчас хуже(( Надо тоже бы артик. гимнастикой заняться. Нам перед садом логопед порекомендовала автора Пожиленко - найдешь скачай - там тоже очень интересные задания есть))
ОтветитьУдалитьНаш словарный запас в три года был слов 20 максимум! (слова - это громко сказано! например, кошка - няма, собака - ава и т.д.) Звук "р" вообще не в счет, для него возрастная норма 5-6 лет )))
УдалитьСейчас у нас же, например, слово "машина" - бишина (хотя в другом случае слог "ма" говорим четко), "вода" - это йода, "смачні" (укр. слово) - самчі и т.д. Мы не можем наизусть рассказать 4 строчки стихотворения. Все слова произносим мягко.
Садиком довольны - каждый день помимо воспитателей с детками занимается логопед (групповые и индивидуальные занятия), плюс дают задания на дом!
Не, Наталь, ты много хочешь от ребенка)) Конечно, Энеиду в 3 рассказывать это круто)) но с младшей другая история) Слоги переставлять и подменять и мягчить - это все норма для 3х летки) Не переживай) А если не можете стишки выучить - пойте песенки)
УдалитьСпасибо за множество полезного материала!
ОтветитьУдалитьЯ пока особенно не переживаю, но мы в 1,4 тоже очень мало повторяем... Говорим только "мама. "папа", "баба". Иногда получаются "на". "дай". но не всегда и не всегда по делу.
Из звукоподражаний - только сопение ежика и рычание собаки. ВСЕ. Нет, отдельные звуки и даже слоги Поля говорит. но за мной не повторяет. Думаю, что тоже надо во всю заниматься.
Еще раз вам спасибо!
О кстати, хотела и про Милку тоже написать (ей сейчас 1,5) так она вообще ничего не говорит!!! Звуки отдельные да, но никакой предмет не называет отдельным "словом" - у нее все "мама" или "няма")) мама - няма, Миша - мама, папа - мама. Дима все время обижается - я не мама а папа))) Мишка в этом возрасте уже много чего говорил - у него было четкое "ка" - собака, кошка (и все что на -ка заканчивается), "ля" - рыба, удочка, речка)) тик-так говорил, папа (сначала тятя) начал раньше говорить чем мама), му, ку-ку, абух, много чего))) Ох уж эти девочки)))
УдалитьОля, Наташа, не переживайте раньше времени, детки все правильно говорят и называют ))) Придет время и у них получится все: и папа, и мама, и собака, и кошка...!
УдалитьДевчушечки, милые, тревогу бить я начала уже в три года! Словарный запас ваших деток в полтора годика соответствует возрасту ))) уверена, у вас все будет хорошо! А вот, когда ребенок имеет ограниченный словарь в виде звукового наследования в три года - это уже не норма, поэтому мы и обратились к специалистам, нас направили на комиссию и зачислили в логопедическую группу.
ОтветитьУдалитьА что касается массажа и артикуляционной гимнастика - они не кому не помешают! Буду рада если кому-то пригодится моя заметочка по логопедии )))
Спасибо за кучу информации!! Даже запуталась, буду разбираться! Нужно по чуть-чуть каждый день заниматься, или все-все делать каждый день? Моему Ярику сейчас 1,2 и он в принципе много чего говорит, повторять за нами пытается, но у него все слова сводятся к ба, ма, па, мя и дать :-) все хочу позаниматься с ним, но боюсь, что систематически не получится, то забуду, то лень :-(:-(:-(
ОтветитьУдалить))) Конечно же не все вместе! Артикуляционную гимнастики каждый день по чуть-чуть (одно-два), а вот массажик желательно каждый день )))
УдалитьПРекрасные занятия. И вообще столько всего и сразу. Огромное спасибо. Вы не против заберу к себе выставлю, со ссылкой на вас
ОтветитьУдалитьКонечно не против!)))
УдалитьБыло бы хорошо, чтобы наши занятия еще кому-то помогли!