Каждые детки разные, кто-то быстрее садится, кто-то сразу начинает ходить (минуя
период ползания), а кто-то долго почти ничего не говорит ((( Это про нас… увы,
но до трех лет наш словарный запас был ооочень мал, вернее не так, дочка просто
отказывалась разговаривать и даже не пыталась повторять… но после трех все пошло
по накатистой… сейчас нам 3,4 года мы говорим все, но с логопедическими нарушениями...
так что наш поход в садик в логопедическую группу вынужденный… )))
Столкнувшись с такой проблемой (наша старшая в 3 года рассказывала «Енеїду» :-) ), я перечитала кучу соответствующей литературы и хочу поделить нашей схемой
занятий с молчаливыми детками:
1. развитие мелкой моторики никто не отменял, но, увы, ни смотря на большое
количество пуговиц, шнуровочек, узелков, косичек, занятий лепки с тестом и пластилином,
а также обводить (ладони, шаблоны, геометрические фигуры) и «месить» различные
крупы, сахар, соль и т.п. – больших результатов не дали (для нас они скорее
всего носили эффект накапливания информации для головного мозга)
2. действительно, что помогает, так это всевозможный и постоянный массаж в
виде пощипывания, поглаживания, растирания и вибрации (основные приемы массажа)
лобно-височных зон, носогубных складок, подбородка, челюсти, а также массаж
речевых зон: предплечья рук, пальчиков и шейных позвонков. Хорошо использовать
для массажа мячик с шипами (необходимо совершать движения по кругу от центра).
Различия в основных приемах массажа в следующем:
- поглаживание в разных направлениях
- растирание отличается от поглаживания большей силой давления (рука не
скользит по коже, а немного сдвигает ее)
- вибрация - нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев)
3. очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является
энергетической основой нашей речи. Деткам следует предлагать упражнения в виде
игры:
- «хомячок» - пошмыгать носом (рот закрыт);
- «собачке жарко» - часто подышать с высунутым языком;
- «шарик» - вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть
животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое
нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и
физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!
- дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это
снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами,
плавно, а вдыхать через нос;
- научите малыша дуть на горячее, а также греть ручки: пусть вдыхает носом,
а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки;
- научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а
потом выдохнуть со звуком "а-а"). Сорвите отцветший одуванчик и дуйте
на него так, чтобы слетели пушинки (следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал
щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух);
- почаще дуйте мыльные пузыри;
- «дудочка» - используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты,
колпачки от ручек и дуем в них;
- изображайте море: на вдохе плавно поднимите руки вверх, на выдохе
опустите руки, произнесите долгое "ш-ш-ш…". Потом подуйте прерывисто:
"п-п-п…"
- опустите соломинку в стакан с водой, сделайте "настоящую бурю"
На фото папа с Асей дуют в шляпку желудя)))